пятница, 9 ноября 2007 г.

Аллаяр Коразович Досназаров

Досназаров Аллаяр Каразович, 1896 г. р., уроженец аула № 10 Тахтакупырского р-на Кара-Калпакской АССР, каракалпак, б. член ВКП(б), зам. управляющего трестом Металлострой, проживал: г. Москва. Военной коллегией Верховного суда СССР 8.04.1935 г. осужден по ст. 58-8 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. Отбывал наказание в Соловецкой тюрьме. Особой тройкой УНКВД ЛО 10.11.1937 г. приговорен по ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 8.12.1937 г.

Аллаяр Коразович Досназаров - выдающийся общественно-политический деятель Каракалпакстана. заложивший основу каракалпакской государственности в новых условиях общественно-политического развития в XX веке.

А.К.Досназаров родился в 1896 году в местности Тербенбсс Кокузякской волости Чимбайского уезда Амударьинского отдела (ныне натсрритории Караузякского района Республики Каракалпакстан). С малых лет он испытал на себе тяготы тяжелой жизни -работал на богатых, занимался случайными приработками, служил по найму. Выходец из многодетной семьи, не получивший основы какой-либо грамотности, он уезжает на заработки далеко от родной земли: работает в Петро-Александровске (ныне г. Турткуль) и Хиве, где" А.Досназаров значительно расширяет свое мировоззрение, накопил жизненный опыт и постепенно вовлекается в новые вихри общественного развития.
Как верный сын каракалпакского народа, А.Досназаров искал пути освобождения своего народа от гнета и засилья колониального режима, которые он видит в идеях новой советской власти. В 1918-1921 годах он в составе кавалерийского эскадрона 3 и 4 полков Первой Туркестанской армии участвовал в военных операциях против йомудов Джунаид-хана, осуществлявший набеги в каракалпакские аулы и разорявший их хозяйства.
Общественно-политическая деятельность А.Досназарова начинается с середины 1921 года с избранием его делегатом 6 краевого съезда ТКП (б). В том же году его направляют на учебу в Коммунистический университет народов Востока (КУТВ им. Я.Свердлова), однако, через год его направляют на партийную работу в Кунград, в 1923 году - в распоряжение Амударьинского областного партийного комитета. В 1924 году А.Досназаров назначается председателем Контрольной комиссии Амударьинского обкома партии.

Организаторский талант А.Досназарова как общественно-политического деятеля проявился в период национально-государственного размежевания республики Средней Азии в 1924 году, когда его усилиями была образована единая национальная административная система - Каракалпакская автономная область. В значительной степени именно его усилия послужили основой для восстановления каракалпакской государственности в новых общественно-политических условиях.
Дальнейшая судьба А.Досназарова сложилась непросто он неоднократно подвергается гонениям,.арестам, репрессиям. По ложному доносу в 1937 году был арестован органами ОГПУ и репрессирован. А.Досназаров был реабилитирован в 1968 году в связи с отсутствием состава преступления. Однако полная реабилитация А.Досназарова состоялась лишь в годы национальной независимости Республики Узбекистан и государственного суверенитета Республики Каракалпакстан.

А.К.Досназаров является ярким представителем каракалпакской национальной политической элиты. Его судьба - судьба многих тысяч людей, представителей народов Каракалпакстана, которые ощутили на себе засилье советской тоталитарной командно-административной системы, подвергавшей их к гонениям и репрессиям, жестокой борьбе ради жизни и процветания священной земли Каракалпакстана.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Halo, я Хелена Хулио из Эквадора, я хочу поговорить о мистере Бенджамине на эту тему. оказывает мне финансовую поддержку, когда все банки в моем городе отклонили мою просьбу предоставить мне кредит в размере 500 000,00 долларов США. Я сделал все возможное, чтобы получить кредит в моих банках здесь, в Эквадоре, но все они отказали мне, потому что мой кредит был низким, но с божьей благодати я узнал о мистере Бенджамине, поэтому решил попробовать подать заявку на кредит. с божьей помощью, они предоставили мне ссуду в размере 500 000,00 долларов США на запрос о ссуде, за который мои банки здесь, в Эквадоре, отказали мне, было действительно здорово иметь дело с ними, и мой бизнес сейчас идет хорошо. Электронная почта / WhatsApp Свяжитесь, если вы хотите получить кредит от них. lfdsloans@outlook.comWhatsApp Контакт: + 1-989-394-3740.